Спрос на повседневную одежду смещается в сторону бюджетного предложения. А что со спецодеждой?

Эксперты поделились мнением о том, не начали ли российские компании в сложившейся ситуации экономить на СИЗ.

23 октября 2023г.

Спрос на повседневную одежду смещается в сторону бюджетного предложения. А что со спецодеждой?

Россияне начали экономить на одежде, сообщает ТАСС. Статистика свидетельствует, что уход международных ретейлеров с российского рынка сместил массовый спрос в сторону бюджетного предложения.

По данным Fashion Consulting Group, в 2014 году на премиальный сегмент одежды приходилось 10% отечественного рынка, на средний – 41%, на бюджетный – 49%, в 2022 году премиальный составил 8% рынка, средний – 20%, а бюджетный – 72%.

Как отмечает гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс, с уходом лидеров мирового ретейла может упасть и планка качества товаров и сервиса. Однако основная проблема сейчас – неясность перспектив, ведущая за собой падение покупательской активности. «Без стабилизации в повседневной жизни падение потребительского спроса продолжится, и все остальные меры будут иметь вторичный характер», – считает эксперт.

С марта 2022 года решили закрыть или остановить бизнес в России более 80 международных ретейлеров одежды. Часть компаний ушли полностью, например, H&M и LVMH. 27 брендов передали или продали бизнес в управление локальным или партнерам из третьих стран на условиях ребрендинга и смены вывески. Так, практически сразу возобновили работу магазины польской LPP (марки Reserved, Cropp, House, Sinsay и Mohito) под укороченными названиями Re, Cr, XC, Sin и MO и с китайским инвестором FES Retail. Испанская компания Inditex (Zara, Pull&Bear, Oysho, Bershka, Stradivarius и Massimo Dutti) в октябре сообщила о соглашении по продаже бизнеса в России ливанской группе Daher, но переоткрытие под новым названием ожидается не раньше февраля 2023 года.

Гетсиз.ру решил выяснить, как сложившаяся ситуация – из России ушли и международные производители средств индивидуальной защиты (СИЗ) – повлияла на закупки СИЗ, включая спецодежду, а именно не начали ли работодатели экономить на защите персонала.

Василий Яременко, генеральный директор Центра изучения и оценки юридических и экономических проблем системы промышленной безопасности и охраны труда

Василий Яременко Российские предприятия, несмотря на трудности из-за санкций, за редким исключением не сократили бюджеты на СИЗ. Причин тому несколько. Во-первых, службы охраны труда большинства предприятий понимают социальную значимость СИЗ. Ситуация в стране нервная, ухудшение условий труда плохо повлияет на рабочие коллективы. Опросы в рамках аудитов безопасности труда, которые проводит наш центр, показывают, что используемые на предприятии СИЗ при выборе места работы стоят на четвертом месте после зарплаты, питания и бытовых условий. Во-вторых, принятые недавно документы, это и единые типовые нормы, и правила по работе в ограниченных замкнутых пространствах, и правила обеспечения СИЗ, и закон об учете микротравм, подчеркивают роль СИЗ в обеспечении безопасности труда. Любой руководитель службы охраны труда, ОТ, задумается, прежде чем согласиться со снабженцами, отвечающими за бюджет, сократить затраты на СИЗ. Отвечать за травматизм придется ОТ, а не снабжению. В-третьих, российские и оставшиеся в России зарубежные производители, дистрибьюторы, успешно заместили ушедшие компании, такие как 3М и Ansell. Есть некоторые сегменты, в частности, газоанализаторов, где качество снизилось. Быстро заменить продукцию Honeywell и MSA оказалось непросто. Но это некритично, сегмент газоанализаторов небольшой и качественные аналоги скоро будут найдены.

Евгений Шувалов, шеф-редактор Гетсиз.ру

Евгений Шувалов Я вижу смещение спроса на СИЗ более низкой цены и качества только в отраслях, которые пострадали от санкций. Это лесная промышленность, машиностроение, не связанное с гособоронзаказом, и компании, оказывающие услуги зарубежным фирмам, ушедшим с российского рынка. Доля предприятий, которые стали экономить на СИЗ, не превышает 10%, часть из них и раньше не закупала качественные СИЗ. В 2023 году корпоративные бюджеты на СИЗ уже сформированы и вряд ли будут снижены. Дальше все будет зависеть от экономической ситуации в стране; бюджеты и заявки на СИЗ на 2024 год крупные предприятия начнут формировать летом. В среднем доля СИЗ в общих затратах компаний несущественна, как правило, не больше 0,3%. При этом расходы на СИЗ часто сокращают чуть ли не первыми, что ухудшает ситуацию с травматизмом и плохо влияет на социальную атмосферу на предприятии. Экономия на качестве СИЗ к хорошему результату не приводит.